Как проводят обряд «разрезание пут у ребенка» в Казахстане

Тұсау кесу — один из важнейших обрядов. Казахи верят, что разрезание пут на ногах ребенка откроет ему светлую и долгую дорогу в счастливое будущее.

Источник: Sputnik.kz

АСТАНА, 23 окт — Sputnik. У казахов много обычаев, связанных с рождением ребенка. Поворотным считается время, когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его путь в жизни был легким, казахи проводят церемонию «тұсау кесу».

Что такое «тұсау кесу», когда и как его проводят — читайте в материале Sputnik Казахстан.

Сакральное значение обряда «Тұсау кесу».

«Тұсау кесу» — разрезание пут на ногах. Символизирует начало нового этапа в жизни ребенка, когда он только учиться ходить и начинает познавать мир. Когда малышу исполняется год, меняется его поведение, ребенок становится более любопытным, и от родителей требуется особое внимание и изрядная доля терпения.

Это значимое событие для семьи обязательно отмечают, собирают родных и друзей, накрывают праздничный стол. Это один из ярких и древних обычаев, который сохранился до наших дней.

Казахи верили, что разрезание пут придаст младенцу здоровье, благополучие и оградит от ненастий. Вместе с тем «тұсау кесу» позволит обрести ребенку твердую почву под ногами. Издревле считалось, что если отказаться от перерезания пут, то ребенок будет неуклюжий и часто будет спотыкаться.

«Тұсау» в переводе с казахского означет «путы», а «кесу» — «резать».

Нет четких временных рамок, когда нужно проводить «тұсау кесу». Обычно его делают, когда ребенок начинает делать свои первые шаги. Это может быть в один год или раньше. Современные люди отмечают это событие вместе с первым днем рождения малыша.

Стоит отметить, что обряд разрезания пут проводят не только казахи, но и представители других народов Казахстана.

Как подготовиться к «тұсау кесу»

Для проведения «тұсау кесу» готовят пестрый жгутик — «ала жiп», переплетенный из шерстяных ниток белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира — добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Длина приблизительно 50−60 см.

В народе говорят «Біреудің ала жібін аттама» (в прямом переводе: «Не перешагивай чужую веревку»), это наказ не вредить кому-либо, не брать чужое. Так, разрезание черно-белой веревки означает шаг к честной, добросовестной и справедливой жизни.

В книге Айыпа Нусипокасулы «Тал бесіктен жер бесікке дейін» путы из зелени желают малышу здоровое потомство, которое будет расти и процветать. А жирные бараньи кишки в качестве веревки означают спокойные первые шаги, богатство, благополучие и плодотворную жизнь.

Сегодня жгут может состоять и из цветных ниток: белый — символ чистоты, зеленый — здоровье и долголетие и красный — символ достатка.

Также готовится белая дорожка — «ақ жол», которая символизирует легкий путь в жизни ребенка. После завершения обряда ее обычно дарят молодым супругам, которые еще не успели обзавестись своими детьми.

Кто проводит «тұсау кесу»

Считается, что малыш может перенять судьбу и даже особенности характера у человека, который разрежет ему путы, поэтому родные ребенка обычно выбирают исходя из этого.

Выбирается самый почетный кандидат — молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, или молодая и быстрая мама семейства. Важно, чтобы поступь у этого человека была легкая, быстрая, поэтому обычно путы перерезают не старики, а молодые люди.

Как проходит «тұсау кесу»

Сначала ребенку перевязывают ноги жгутом в форме «восьмерки» — знак бесконечности. Разрезают путы остро заточенным ножом и только впереди ребенка. Использовать ножницы нежелательно. Далее избранный проводит малыша по белой дорожке, высказывая ему добрые пожелания.

В конце белой дорожки — «ақ жол» — кладут несколько предметов, которые помогут предсказать судьбу ребенка. Если он выберет деньги — станет богатым, камчу — лидером, если домбру — у него обнаружится творческий талант, а книга или ручка предвещала острый ум и стремление к познанию. Набор предметов может быть разным, как и их трактовка. Например, для девочки могут положить зеркало, которое обозначает красоту.

Малыш делает первые шаги и бабушки осыпают его и гостей праздничным «шашу» из сладостей и монет. Старейшины рода дают «бата» — благословение на начало хорошей, достойной жизни у ребенка с первых шагов.

В конце церемония родители вручают перерезавшему путы ценные подарки, тем самым благодарят его.