Чем порадовал июнь театралов Екатеринбурга

от Москвы до Магадана, семь площадок, 30 постановок. Но самое ценное: фестиваль, уже шестнадцатый по счету, — драгоценная традиция и бренд Екатеринбурга, как и вся уральская школа драматургии, созданная Николаем Колядой.
Источник: Российская газета

Главное театральное событие уходящего месяца, безусловно, фестиваль Коляда-Plays: 10 дней, 23 театра из разных стран и многих городов России — от Москвы до Магадана, семь площадок, 30 постановок. Но самое ценное: фестиваль, уже шестнадцатый по счету, — драгоценная традиция и бренд Екатеринбурга, как и вся уральская школа драматургии, созданная Николаем Колядой.

Может быть, случайное совпадение, а возможно, и нет, но читка пьесы Николая Коляды по роману Николая Никонова «Весталка» прошла в Камерном театре вечером того же дня, когда буквально напротив, на углу улиц Никонова и Царской, торжественно открыли стелу «Город трудовой доблести». Уважаемые гости говорили много слов, и пафосных, и порой искренних, о женщинах, взваливших на свои плечи непосильный груз ради Победы. Героиня «Весталки» прошла всю войну в медсанбате, но и послевоенная жизнь в Свердловске превратилась для нее в сражение за свои принципы, справедливость, самоуважение. Роман, увидевший свет в 1985-м, шокировал многих, до Никонова никто не решался так рассказывать о женской доле на войне и после нее. Сегодня уральский писатель незаслуженно забыт, и замечательно, что Коляда вернул к жизни его роман в формате пьесы.

— Вы будете плакать, — предупредил перед началом читки драматург. — Актеры тоже плачут, когда играют.

Не обманул. Николай Владимирович знает нас, своих зрителей, так давно и досконально, что достучаться до сердца, до эмоций у него получается всегда. Для этого не требуется ни концептуальных декораций, ни мультимедийных экранов, ни модных режиссерских вывертов. Только текст, только актерская игра, жестко выстроенная драматургом и режиссером, — и вот он, театр, идеальный, образцовый, вечный. Честный.

Не столь громким, но все же событием для внимательных зрителей стала премьера спектакля «Тайна доктора О.» — долгожданная, еще осенью анонсированная командой THEATRUM, самым молодым коллективом на театральной карте Екатеринбурга… и окрестностей, так как работает он в Верхней Пышме. Но для театралов разве важны расстояния? Тем более очень уж необычный проект предложил молодой театр — антинаучный детектив по мотивам киносценария Джерома Биксби, то есть не на Вильяма нашего Шекспира замахнулись (подумаешь), а на саму «фабрику грез» (фильм «Человек с земли» собрал урожай наград на кинофестивалях).

У THEATRUM возможности не голливудские, конечно, но вполне себе ничего — небольшое, оформленное без лишнего дизайнерского пафоса помещение может похвастаться самым современным оборудованием, дающим простор для фантазии постановщиков. Режиссер Александр Борисов и сценограф Фемистокл Атмадзас это в полной мере продемонстрировали. В спектакле заняты актеры из Екатеринбурга, которым еще предстоит отладить «командную игру», но, как рассказали в театре, к спектаклю уже проявили интерес эксперты ведущих фестивалей. А в день премьеры директор театра Евгений Гапонов получил приглашение от Александра Калягина, и в сентябре THEATRUM сыграет «Тайну доктора О.» на столичной сцене — в театральном центре СТД РФ на Страстном бульваре.