Главное — дозвониться: контролеры проверили службу «115» Минской области

Результаты мониторинга, предоставленные Sputnik Госконтролем, говорят о том, что нет четкой системы отслеживания исполнения заявок, нередко люди сталкиваются с формальным подходом к своей проблеме, острым остается и вопрос дозвона в службу «115».

Источник: Sputnik.by

Недостатки, влияющие на оперативность в системе ЖКХ, выявлены Комитетом государственного контроля Минской области — КГК оценил качество выполнения заявок граждан, поступающих службе «115».

В ведомстве отметили, что число обращений граждан в службу растет. В 2022 году увеличение наблюдалось в пяти из 22-х районов Минской области — Борисовском, Крупском, Минском, Смолевичском, Столбцовском. Больше всего обращений в службу «115» поступило от жителей Минского и Борисовского районов. Но все ли в порядке?

Частные дома и обслуживаемые товариществами собственников «отдыхают»?

На сегодняшний день острой проблемой в сфере ЖКХ остается оказание помощи владельцам частных домовладений или жильцам многоквартирных домов, которые обслуживаются товариществами собственников. Если с первыми отказ службы «115» исполнить заявку еще как-то можно объяснить отсутствием договора на обслуживание дома, то со вторыми — большой вопрос.

Большая часть товариществ собственников предпочитает «обслуживаться» в частных компаниях либо они нанимают сантехников и электриков. Я не случайно закавычил слово обслуживаться — имею личный опыт. Безусловно, есть положительные примеры, но они, к сожалению, исключение.

Решение об обслуживании в товариществах собственников принимает наемный председатель. Как правило, он выбирает или знакомую ему частную компанию, или приглашает на работу «своих людей».

Реальная жизнь показывает, что в товариществах собственников жилой фонд новый, все новые дома после сдачи в эксплуатацию находятся пять лет на гарантии. Серьезных ремонтных работ практически нет, и те деньги, которые получают частные компании за «обслуживание», по своей сути «финансовый подарок» друга.

То же самое относится и к нанятым специалистам. Им еще проще: при невозможности выполнить заявку всегда можно сослаться на то, что все, что в квартире, является личной проблемой хозяина, а в обязанности специалиста входит только обслуживание мест общего пользования в доме.

Жизнь заставляет вернуться к проверенному и испытанному временем опыту обслуживания в системе государственных жилищно-коммунальных служб. Спустя три года после начала работы областной службы «115» заключены договоры с 201 ТС, ЖСПК и юрлицами. По оценке ГО «ЖКХ Минской области», договорными отношениями не охвачен еще 491 субъект эксплуатации используемых зданий и сооружений.

Кутерьма с дозвоном и судьба заявки

В Комитете госконтроля Минской области Sputnik сообщили о множестве жалоб граждан по поводу дозвона на единый номер «115». В отдельных случаях людям приходилось ожидать ответа в очереди в 50 человек. Приблизительно оператору на одного обратившегося нужно потратить три минуты, а значит, пятидесятому придется провисеть с трубкой у уха около двух с половиной часов.

Результаты мониторинга, предоставленные Sputnik Госконтролем, говорят и о том, что нет четкой системы отслеживания исполнения заявок. По этой причине в 2022-м 47% таковых были выполнены либо с нарушением сроков, либо сроки исполнения перенесли.

Оказалось, что проблемы с контролем, связаны, в частности, с отсутствием в некоторых службах ЖКХ районов Минской области специалистов, работающих в автоматизированной системе «Диспетчерская служба».

По данным КГК, в 2022 году по Минской области количество заявок с перенесенным сроком исполнения выросло в полтора раза к году ранее.

Такую ситуацию коммунальщики объясняют большой удаленностью населенных пунктов, погодными условиями, поломкой спецтехники, а также проблемой с кадрами. К примеру, в Воложинском районе изношено 60% всей коммунальной спецтехники.

Установлены и случаи, когда коммунальные службы отчитывались о выполненных работах, но по факту их не проводили. В том же Воложинском районе горячая вода отсутствовала в квартирах три дня, а в отчетах указали, что проблему решили за сутки.

Другое нарушение — в Солигорске. В контакт-центр обратилась женщина по вопросу обследования и составления акта о залитии стены в квартире. Диспетчерская служба закрыла заявку через неделю на основании якобы проведенного обследования, однако и спустя две недели акт не был составлен, заявителю не вручен и с результатами обследования его не ознакомили.

С подобным отношением пришлось столкнуться и жительнице Крупок. 31 декабря 2022-го, в канун Нового года, она обратилась по вопросу подтопления квартиры с технического этажа — заявку передали в план текущего ремонта только спустя 13 дней, к православному Рождеству. Полностью проблема была устранена лишь в марте этого года.

«Консультация оказана» — ищи спеца в интернете

Более 192,5 тысячи поступивших в 2022 голу заявок учтены как «вопросы консультационно-справочного характера». Выборочный анализ исполнения таких заявок показал, что они закрываются с формулировкой «консультация оказана». По факту это означает, что обратившемуся за помощью порекомендовали найти специалиста самостоятельно — по рекламе в интернете.

Такой подход широко распространен в Минске, где рынок специалистов более чем достаточен. Что касается малых городов и даже районных центров, то там вся надежда только на местные службы ЖКХ, и нештатная ситуация — почти всегда испытание.

Для примера, в феврале этого года на номер «115» поступило не менее восьми звонков от жильцов дома по улице Советская в Минске. Люди жаловались на проблемы с водоснабжением и отоплением. Все заявки были закрыты с формулировкой «консультация оказана». Специалисты госконтроля выборочно обзвонили заявителей и выяснили, что в указанном доме постоянно возникают проблемы с водой и отоплением.

Я далек от того, чтобы мазать черной краской специалистов системы ЖКХ и ставить под сомнение существующую формулу работы с населением, но проблема все же есть. И полагаю, что в первопричинах здесь технические и кадровые вопросы.