В этом году погода порадовала нас ранней весной. В Перми снег лежит уже лишь кое-где. Но всем памятны дни этой зимой, когда город покрывался снежными заносами.
Какие выводы можно сделать из минувшего зимнего сезона? На какие ошибки стоит обратить внимание в дальнейшем? Есть ли эффективные способы как можно быстрей освобождать город от сугробов и наледи на дорогах?
На площадке «Комсомольской правды» прошел круглый стол по теме «Зимнее содержание города. Новые подходы к старым проблемам». В качестве экспертов выступили представители администрации города, ГИБДД, прокуратуры и «Уральского завода противогололедных материалов» (УЗПМ).
Подрядчиков оштрафовали на 31 миллион рублей.
— В смысле погоды эта зима была особенной, — отметил первый заместитель начальника департамента дорог и благоустройства администрации Перми Александр Эйдельман. — По статистике за этот сезон снега было меньше, чем в прошлый. Но были периоды, когда за короткое время выпадало очень много осадков, что затрудняло очистку улиц.
Действительно, все мы помним, с каким трудом после обильных снегопадов город освобождался из снежного плена. В администрации приходилось созывать экстренные совещания, наказывать подрядные организации.
— Больше всего жалоб на содержание улиц было по Мотовилихинскому и Свердловскому районам, — отметил Александр Эйдельман. — На подрядчиков были наложены штрафные санкции на сумму более 31 миллиона рублей. В Мотовилихе подрядную организацию пришлось заменить.
В некоторых случаях приходилось подключаться прокуратуре.
— Нам пришлось принимать меры прокурорского реагирования по плохому содержанию улиц в жилых комплексах «Арсенал» и «Гулливер» по представлению администрации Свердловского района, — сообщил старший помощник прокурора города Перми Александр Мерзляков. — Мы работали и по обращениям граждан, но в основном изложенные в них проблемы были в оперативном режиме решены районными администрациями.
Из-за наледи происходят ДТП на дорогах.
Подрядчиков можно наказать. Но что если они попросту не успевали бороться со снежными заносами, которые накапливались в эту зиму стремительно?
В Кировском районе пытались выйти из положения, бросив силы на самые узкие места.
— После сильных снегопадов мы в первую очередь очищали места возле остановок общественного транспорта, тротуары, которые ведут к школам и больницам, — именно такую задачу ставил перед нами глава города, — отметил руководитель администрации Кировского района Михаил Борисов. — Кроме того, мы старались очищать дороги в микрорайонах с частным сектором, чтобы там не случилось затора. С подрядчиками мы обсуждали проблемные участки, на которые стоит обратить особое внимание. Кроме того, у нас в районе создана рабочая группа — такая же, как на уровне города при Пермской городской думе. Представители администрации вместе с тележурналистами выезжали по тем или иным сигналам.
Но дело ведь не только в заторах и пробках. Нередко там, где все-таки можно было пройти и проехать, в результате непогоды движение было сопряжено с риском.
— За период с ноября прошлого года по 10 марта произошло 268 ДТП с пострадавшими, в которых 13 человек погибли и 326 получили травмы, — констатировал заместитель начальника отдела Госавтоинпекции Управления МВД России по г. Перми Александр Буков. — Разумеется, аварии возникают по разным причинам. Но, безусловно, свою лепту вносили и снежные заносы, и гололед. Так что очень важно проанализировать проблемы и добиваться, чтобы улицы города в непогоду очищались от снега и наледи как можно быстрей и эффективней.
Реагенты помогут ускорить уборку улиц.
Как отметил Александр Эйдельман, в этом году в городе произошла некоторая перегруппировка сил — часть улично-дорожной сети в центре Перми перешла в зону ответственности краевой власти. При этом в центральном планировочном районе города применялись современные реагенты «Уральского завода противогололедных материалов». Практика показала что такие материалы значительно ускоряют очистку улиц даже после самых сильных снегопадов.
— С помощью наших современных противогололедных материалов можно проводить превентивную обработку улиц при получении неблагоприятного прогноза погоды, — объяснил заместитель коммерческого директора ТД УЗПМ Рудольф Пономарев. — Реагенты наносятся на сухой асфальт, и они начинают плавить снег, как только он выпадает. В этом случае снег не пристывает к поверхности дороги, и не образуется наледь, которую потом приходится счищать плугами и щетками снегоуборочных машин.
Кроме того, мы сейчас выпускаем комбинированные противогололедные материалы. Например, те, что применяются на дорогах, состоят из двух фаз: из твердой — это хлориды магния и кальция, а также из жидкой. Двухфазные материалы более экономичны, и у них более высокая скорость срабатывания — смоченные гранулы начинают работать на дорожном полотне сразу после нанесения. В итоге повышается скорость работы подрядчиков, что помогает соблюдать довольно жесткие нормативы для улиц первой и второй категорий, которые, напомню, по регламенту должны быть убраны в течение 6−8 часов после снегопада.
О тротуарах тоже не забыли.
Впрочем, пермяки жаловались этой зимой не только на заснеженные дороги — скользко было ходить и пешеходам.
— Можно ли с помощью таких реагентов обрабатывать не только дороги, но и тротуары? — поинтересовался депутат Пермской городской думы Сергей Стенно. — На плохую уборку придомовых территорий приходило очень много жалоб от горожан. В периоды непогоды на станцию скорой помощи поступало много вызовов от тех, кто поскользнулся на льду. Управляющие компании не выдерживали сроки, чтобы убирать снег в нужное время. Это мы видели и во время выездных заседаний рабочей группы, созданной для контроля за содержанием города.
— У нас разработаны современные материалы различных типов — отдельно для дорог и для тротуаров, — обратил внимание Рудольф Пономарев. — Если раньше внимание уделялось дорожным противогололедным материалам, то сейчас обрабатывались и участки улиц, предназначенные для пешеходов — впервые в этом сезоне в Центральном планировочном районе города использовались специализированные комбинированные реагенты. Комбинированные материалы для тротуаров имеют в своем составе мраморную крошку, которая препятствует скольжению, а также реагент, который плавит лед. Обязательное требование в недавно приятом ГОСТе, которое соблюдается в наших материалах, — это повышенная экологическая безопасность. При этом учитывается комплексное воздействие на окружающую среду, ведь в городе есть и зеленые насаждения, и животные.
Ботинки останутся в целости.
Участники дискуссии поинтересовались, не приведет ли использование противогололедных материалов к замусориванию улиц и к грязи, которая обнаружится, когда растает снег.
— Здесь должно соблюдаться их правильное использование со стороны подрядчиков, — объяснил Рудольф Пономарев. — Они должны соблюдать нормы расхода материалов в зависимости от погодных условий. Тогда материалы гораздо легче счистить с улиц и вывезти за пределы города.
— Не случайно в России были ужесточены требования к противогололедным реагентам, — напомнил Рудольф Пономарев. — В частности, в них должна быть снижена доля пылевидных частиц. Наши противогололедные материалы прошли сертификацию и полностью соответствуют новому ГОСТу — они не пылят, и в них нет частиц диаметром более 8 миллиметров, которые, вылетев из-под колес, могут повредить в машине стекло или лакокрасочное покрытие. Они полностью укладываются в гостовские требования, которые говорят о том, что воздействие таких реагентов в городах должно быть не выше, чем у обычной воды, в том числе и на материалы, из которых изготовлена обувь.
Получается, все же есть средство, которое поможет оперативнее справляться зимой с любой непогодой?