В пяти регионах Дальнего Востока планируют построить новые кампусы

Современные проблемы высшего образования и варианты их решения обсудили на Восточном экономическом форуме.

Источник: PrimaMedia.ru

Качество образования на Дальнем Востоке продолжает оставаться фактором миграционного оттока: растет доля уезжающих учиться в вузы за пределы Дальнего Востока. В ходе сессии Восточного экономического форума (6+) «Высшее на Востоке: новое качество образования» научный руководитель программы поддержки университетов «Приоритет-2030» Андрей Волков на злобу дня озвучил вопросы об ожиданиях от вузов, понимании их развития и, конечно, о мерах по изменению ситуации. Что думают эксперты — в материале ИА PrimaMedia.

Приветственное слово уже по традиции ВЭФ (6+) предоставили министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову, который совместно с Андреем Волковым развивает образовательный проект.

«Дальневосточному образованию нужно повышать качество, выигрывать конкуренцию за лучших студентов и преподавателей. Важным этапом, на который мы возлагаем большие надежды, стало принятие правительством постановления о запуске отдельной программы развития дальневосточных университетов “Приоритет-2030. Дальний Восток” с финансированием 7,8 миллиарда рублей до 2024 года. Повышается доступность высшего образования, растёт количество бесплатных бюджетных мест в вузах Дальнего Востока», — рассказал министр, пожелав успехов и смелых решений.

Вопрос недостатков на Дальнем Востоке и, в целом, в системе высшего образования озвучил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Я бы выделил три таких дефицита, в чём сегодня отстают университеты. В первую очередь они отстают по модели управления, так как она достаточно архаична. Модель управления непосредственно связана с командной работой и лидерством, где у нас тоже большие дефициты. И если мы не будем менять ситуацию, то какие бы ресурсы мы ни выделяли и какие бы программы ни запускали — результата не добьёмся, — отметил политик. — Второй дефицит — это яркие интересные идеи. Каждый регион имеет свою специфику. Мы запустили отдельную программу для Дальнего Востока, поскольку и удалённость, и менталитет, и исходная ситуация кардинально отличаются от того, что во всей России. А также, пожалуй, нигде нет такой проблемы оттока населения, которая существует на ДВ».

Министр особенно выделил то, что одним из принципов, кардинально отличающих дальневосточные университеты от всех остальных, является большой запрос на академическую мобильность студентов и преподавателей. Поэтому важно не только дать возможность дальневосточным студентам через мобильность обучиться в лучших университетах страны через сетевые программы, а затем вернуться, получить диплом на ДВ и остаться работать. Важно ещё и привлечь с большой земли на программы лучших студентов из самых разных регионов, в том числе, из столиц.

«Сейчас у нас 5 заявок от Сахалина, Приморья, Хабаровского края, Якутии и Бурятии на вторую волну конкурса по созданию студенческих городков и кампусов, потому что развивать входящую мобильность нужно, понимая, как будет проводиться размещение прибывших», — сообщил Валерий Фальков.

Решение проблем образования предложил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, для увеличения притока абитуриентов нужно иметь своеобразную печать качества, то есть повысить узнаваемость дальневосточных вузов. Также губернатор отметил, что на сегодняшний день ДВФУ является практически огромной точкой опоры округа в сфере образования.

Борис Коробец как и.о. ректора ДВФУ, в свою очередь, затронул проблему доверия: бизнеса — к университету, абитуриентов — к университету и работодателей — к выпускникам. Доверия явно не хватает.

«Я соглашусь с Валерием Николаевичем, что одной из важных задач является максимальная интеграция бизнес-индустрии в органы управления университета. Это необходимо для правильной постановки задач, для формирования такого образа университета, который решает главную задачу — формирование трудового потенциала и компании, и региона, и нашей страны. Мы эту проблему решаем через совместный с компанией “Арника” инструмент Передовой Инженерной Школы (ПИШ), потому что её руководитель — человек из бизнеса. Скажу откровенно, не всем в академической среде это нравится, так как другая постановка задачи и другой подход к образу результата и качеству преподавания и, соответственно к самому абитуриенту», — рассказал глава ДВФУ.

В качестве примера Борис Коробец привёл направление «Биотехнологии», так как уже 3 года его хотят закрыть из-за нулевой популярности среди абитуриентов, хотя профиль имел один из самых низких баллов ЕГЭ и является важным с точки зрения как минимум продовольственного суверенитета. Однако в этот раз на направление хороший конкурс, потому что, по словам и.о. ректора, абитуриентам наконец удалось доступно объяснить, в чём преимущества «Биотехнологий» с помощью «Арники».

Напоминаем, VII Восточный экономический форум проходит на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) с 5 по 8 сентября во Владивостоке. Тема форума — «На пути к многополярному миру». Всего в программу включено более 70 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги.