Новые правила для таксистов-мигрантов в РФ: что изменилось

Водители такси теперь могут работать как самозанятые, но им необходимо иметь справку о несудимости.

Источник: Sputnik.uz

ТАШКЕНТ, 14 сен — Sputnik. В России 1 сентября вступил в силу федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Что изменилось за минувшие две недели, как изменения повлияли на таксистов-мигрантов и в целом на данную сферу, разбирался Sputnik.

Нововведения

По данным департамента транспорта Москвы по состоянию на 2022 год, только в одной российской столице таксистами работают 59,4 тыс. иностранцев, в том числе 44,6 тыс. — из Кыргызстана, 5,2 тыс. — из Таджикистана и 3,4 тыс. — из Узбекистана. С 1 сентября они оказывают услуги в соответствии с новыми правилами.

Теперь, чтобы стать легальным таксистом, достаточно иметь статус самозанятого. Ранее же водителям, которые не желали работать наемными сотрудниками в таксопарке, нужно было регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП), что было сложным и дорогим процессом.

«Водителем легкового такси может быть лицо, которое заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение».

указано в тексте закона

Теперь тем, кто хочет заниматься перевозкой легально, для получения разрешения потребуется только включить автомобиль в реестр легковых такси, получить справку об отсутствии судимости и заключить договор со службой заказа такси (агрегатором), пояснил корреспонденту Sputnik гендиректор платформы для самозанятых Qugo Игорь Знак.

При этом водителям-гражданам других стран справку об отсутствии судимости необходимо получить как от госорганов РФ, так и со своей родины, отметил в беседе с корреспондентом Sputnikэксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян.

«Я должен поехать в свое консульство, подать заявление, и они за пять минут мне выдают справку о несудимости, если я несудим. Еще через “Госуслуги” надо получить документ, что я несудим в России».

рассказал корреспонденту Sputnik работающий в Москве таксист из Кыргызстана Айбек

Роберт Ян уточнил, что формально информация о судимости или несудимости требовалась еще с 1 марта, когда вступили в силу соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, однако с 1 сентября агрегаторы начали нести ответственность за допуск водителя к работе без справок, поэтому к вопросу стали относиться серьезнее.

Службы заказа такси теперь несут ответственность за проверку и оценку таксистов. Если агрегатор передаст заказ водителю, не имеющему разрешения, сервис может быть лишен права на работу. Такую меру применят, если количество подобных случаев окажется свыше десяти или 0,01% от общего числа.

По информации Банка России, водители такси попадают в аварии в 7,4 раза чаще, чем водители обычных легковых машин. Согласно новым правилам, если произойдет ДТП, служба заказа такси будет нести совместную ответственность с водителем за возмещение ущерба.

«Вносимые изменения значительно ужесточат ответственность агрегаторов и служб такси, в связи с чем последние перестанут сотрудничать с лицами, не имеющими разрешения».

отметил Игорь Знак

Разрешение на работу самозанятые водители и ИП могут получить в электронном виде. Для этого необходимо оставить заявку на сайте «Госуслуги» или обратиться во многофункциональном центре (МФЦ).

Как сообщил корреспонденту Sputnik председатель московского профсоюза такси «Добро» Николай Кодолов, ни вступление в силу нового закона, ни снижение курса рубля пока никак не повлияли на количество таксистов в столице.

Аренда вместо такси

Закон о такси не предполагал переходного периода для подготовки отрасли к новым требованиям и не давал самозанятым водителям возможность заранее получить разрешения на деятельность такси, пояснила корреспонденту Sputnik специалист отдела по связям с общественностью агрегатора «Максим» Екатерина Мамай.

«Чтобы не допустить транспортного коллапса и сохранить доступные цены, сервис разделил поездки на два юридически разных типа — легковое такси и аренда транспортного средства с экипажем».

сказала она

Заказы по тарифу «Такси» доступны исключительно перевозчикам с разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Поскольку разрешения пока имеет ограниченное число перевозчиков, цены на такие заказы будут выше обычных, а комиссия сервиса ниже, уточнила Екатерина Мамай.

«Заказы по легковым тарифам “Эконом”, “Комфорт”, “Бизнес”, “Компактвэн”, “Минивэн” выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем, предусмотренному Гражданским кодексом РФ (ст. 632, 633). Этот вид перевозок не является такси. На такие поездки действуют привычные цены».

разъяснила представитель компании

Как пояснил Роберт Ян, агрегаторы таким образом вывели часть своей деятельности за рамки закона о такси.

Доли агрегаторов на рынке такси

По информации Аналитического центра при правительстве РФ, по состоянию на 2021 год сервис «Яндекс. Такси» и Uber совокупно были представлены в 686 городах России, Maxim — в 496. Следующим по числу населенных пунктов был агрегатор «Везет».

По словам Роберта Яна, сейчас доминирующее положение на российском рынке такси занимают «Яндекс» (куда входят «Яндекс Go», Uber и купленный «Яндексом» в 2021 году сервис «Везет»), а также «Максим» («Максим», «Поехали» и Tuda).

Согласно информации Росстата, стоимость поездки на такси в РФ оказалась на максимальной отметке за последние десять лет, в июне 2023 достигнув 32,53 ₽ в расчете на 1 км пути. При этом самый большой рост имел место в первой половине 2023 года — 4,03%.

По данным экспертов Tinkoff Data, в первом полугодии 2023 года средний чек на поездку в такси в Москве вырос на 15%. В то же время в среднем по России поездка на такси в стране обошлась в среднем в 293 рубля, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Одновременно с законом о такси 1 сентября в РФ вступил в силу «пятый антимонопольный пакет», направленный на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ.

Под действие пятого пакета подпадают маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

«На сегодняшний день к ним относятся Avito, Циан, Яндекс. Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании».

пояснили в пресс-службе ФАС