Радий Хабиров: «Башкирия — это не только про нефть и мёд, а ещё про талантливых ребят и технологии»

Сегодня, 16 июня, на XXVI Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Глава Башкортостана Радий Хабиров принял участие в сессии «Киберфизическое пространство: сделано в России. Выстраивая технологический суверенитет».

Проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», лидер проекта «Берлога» Дмитрий Земцов отметил, что Башкортостан выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы, и поблагодарил Радия Хабирова за поддержку проекта.

«Национальная киберфизическая платформа объединит накопившиеся решения и станет точкой массового входа российских школьников в технологическое образование, поможет заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки, инженерные соревнования и в дальнейшем на профильные направления вузов. Я благодарю команду Главы Башкортостана, которая активно поддержала наш проект и сама предлагает интересные, уникальные решения», — отметил Дмитрий Земцов.

Глава республики в своем выступлении поблагодарил всю команду российских разработчиков, которая совместно с Агентством стратегических инициатив, правительством Башкортостана и Кружковым движением НТИ запустила создание первой в мире национальной киберфизической платформы, включающей серию стратегических мобильных видеоигр популярных жанров с элементами «фиджитал» и ориентиром на технологически продвинутых игроков.

«Хочу сказать спасибо и нашим ребятам, которые здесь сидят. Это самые талантливые, умные, яркие ребята. Амбассадором национальной киберфизической платформы “Берлога” стал ученик 10А класса Башкирского лицея-интерната № 3 Стерлитамака Глеб Чекмарев, очень талантливый наш парень. Безусловно, мы работали вместе с Кружковым движением НТИ. Как вы знаете, некоторые вещи в нашей стране работают тогда, когда появляется какой-то мышечный мотор. “Мышечным мотором” киберфизической платформы стал Геннадий Иванович Букаев, который обладает сокрушительными возможностями продвижения подобного рода инициатив и огромным опытом. Платформа введет наших детей в технологическое пространство, в цифровое пространство», — отметил Радий Хабиров.

По мнению Главы республики, цифровые игры, разработанные на Западе, в какой-то степени влияли и на формирование эмоционального мира, нравственного и патриотического мира, при этом в основном несли негативную основу. Персонажи, с которыми играют школьники в «Берлоге» — технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов, которые обращаются к людям за помощью в различных ситуациях.

«Всё это очень симпатично и приятно. На мой взгляд, это будет привлекать к игре большое количество наших ребят. Что важно — это самовоспроизводящаяся, дальше двигающаяся платформа, на которую нанизано много интересных “примочек”, которые ребята сами творчески домыслят. Что ещё важно для республики — мы через эту платформу ломаем стереотип, что Башкортостан — это не только про нефть и про мёд. Это ещё про талантливых ребят и прорывные технологии. Для нас — это прорывная технология. Важно, чтобы мы получили поддержку с этим проектом и в других субъектах, и все институты цифрового развития нам помогали. Потому что без этого ничего не получится. Продукт есть, его нужно тиражировать, критически осмысливать и в этот процесс вовлекать самых талантливых ребят. Будем надеяться, что наш проект вовлечёт ребят и вырвет их из другой, к сожалению, ставшей нам чуждой цифровой среды», — подытожил Глава Башкортостана.

Платформа включает не только само мобильное приложение «Берлога», но также пакет технологических решений, сеть технологических кружков, очных и онлайн-мероприятий, участие в которых поможет школьникам получить дополнительные возможности в игре, обучиться программированию и другим востребованным компетенциям.

«Я хотел, чтобы через игру дети учились работать с информацией, чтобы она созидала. С этой идеей я и пришел в Агентство стратегических инициатив, где ее активно поддержали», — отметил один из инициаторов создания проекта «Берлога», генеральный директор АО «Роснефтегаз» Геннадий Букаев.

Напомним, что презентация Национальной киберфизической платформы и проекта «Берлога» прошла 15 июня на стенде Башкортостана в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума. В базовом варианте игра доступна всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, собрать и запрограммировать в ближайшем технологическом кружке коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях — олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т. д., в том числе и онлайн — вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».

«Проект является уникальным. Благодаря Радию Фаритовичу и всей команде республики мы сможем этот опыт проверить на базе системы дополнительного образования», — сказал президент Ассоциации участников технологических кружков, один из лидеров Национальной технологической инициативы по направлению «Кружковое движение» Алексей Федосеев.

В Башкортостане планируется создать сеть из 100 кружков по программированию, 100 кружков по робототехнике, 30 кружков по инженерии и электронике, 10 площадок подготовки к профилям Национальной технологической олимпиады. На первом этапе, в 2023/2024 учебном году, технологические кружки нового типа, где школьники смогут проходить образовательные программы и участвовать в мероприятиях, чтобы «прокачивать» игровых персонажей, — открываются в Башкортостане — пилотном регионе запуска проекта.

С дальнейшим развитием платформы планируется вовлекать и другие регионы с перспективой охвата Национальной киберфизической платформой «Берлога» всей страны и максимального вовлечения учащихся в технологии.