Повернули на восток. Приморье станет форпостом в отношениях России и Китая

Основное взаимодействие между двумя странами будет проходить через Приморский край.

Первый за последние три года авиарейс из Владивостока в китайский Харбин, усиление экспорта продукции из Приморья в КНР, безвизовый режим для туристов, молочный трубопровод…

Итоги государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию напрямую коснулись Приморского края. Многие предвидят радикальные перемены в отношениях между Китаем и соседними регионами. Какие фобии нужно преодолеть, чтобы экономические связи между Приморьем и восточным соседом вышли на высокий уровень? Поможет ли в этом экспорт гороха или лучше задуматься о сотрудничестве в сферах судостроения и космоса?

Бобовые, молоко и прочее

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву и его встреча с Владимиром Путиным стала главной темой по обе стороны границы. Большая политика вершится в столицах, но территории на местах решили использовать распахнувшееся окно возможностей по максимуму.

Много было сказано и написано за последнюю неделю о расширении товарооборота между Россией и Китаем. В частности, много надежд было возложено на экспорт гороха из сибирских ферм через Владивосток, в стремлении перекрыть в этом направлении поставщиков бобовых из Канады. Некоторые аналитики уже назвали российские поставки «джокером, меняющим игру».

В краевом Минсельхозе заявили об амбициозном проекте совместно с китайскими партнёрами — строительстве логистического центра — пограничного перехода.

«Крупнейшая компания-производитель, при поддержке китайских бизнес-структур, выступила с инициативой по строительству логистического центра — пограничного перехода, специализирующегося на экспорте молочной продукции, в том числе путём использования трубопровода. Про газопроводы и нефтепроводы мы уже слышали. А вот трансграничный молокопровод — верх инноваций», — сообщили в ведомстве.

О расширении товарооборота между Приморьем и приграничными территориями говорила и председатель Правительства Приморья, проводя рабочую встречу в Хуньчуне.

«Мы предлагаем увеличить поставки природного газа и приморских высококачественных экологичных продуктов: краба, других морепродуктов, рыбы, сои, кукурузы, соевого шрота, мёда, а также свинины и молока после согласования карантинных процедур», — подчеркнула Вера Шербина.

Регион был и остаётся ведущим экономическим партнёром Китая. Во время эпидемиологических ограничений Приморье не просто продолжало взаимодействовать с приграничными территориями КНР, сохранив объёмы торговли, но и увеличило отдельные показатели.

Так, в прошлом году торговый оборот Приморья и КНР, по предварительным оценкам, вырос на 46% и составил 7,5 миллиарда долларов.

Представительство МИД России во Владивостоке сообщило о том, что с 17 апреля запускается новый регулярный авиарейс Циндао — Владивосток. Циндао — город-миллионник, не лишенный культурной и исторической ценности. Еще один шаг к развитию туризма.

26 марта авиакомпания «Аврора» после долгого перерыва, связанного с ковидными ограничениями, выполнила первый рейс из Приморья в Харбин. Пассажиром авиарейса стал и губернатор Приморья Олег Кожемко, до 29 марта глава региона провёл несколько важных деловых встреч. В числе прочих решался и актуальный вопрос о возобновлении безвизового режима для туристических групп.

На достойный уровень

«Основные итоги встречи глав лидеров России и Китая — углубление экономических отношений, сегодняшнего импорта-экспорта и всё, что связано с решением стратегических задач СВО. Серьёзные шаги к развитию экономических связей нужно было делать давно, преодолевая все фобии насчёт Китая. Полагаю, что в многолетних взаимоотношениях с Китаем главным тормозом выступала Россия — это, прежде всего, касается старой инфраструктуры — железнодорожной связи, пунктов пропуска и так далее», — комментирует ведущий экономист Приморского края, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.

Нам необходимо быть достойными или хотя бы приблизиться к уровню своего зарубежного восточного соседа, считает экономист. Именно об этом говорил губернатор на встрече с официальными лицами в Харбине.

«Отношения между Приморьем и КНР могут развиваться в нескольких направлениях. Во-первых, всё, что связано с судостроением. Вы понимаете, что происходит на заводе “Звезда”? Рассчитывали на металл из Южной Кореи, поставку немецких станков — а теперь в связи с санкциями там всё тормознулось. Сотрудничество вероятно и в области освоения космоса, и в этой сфере, что скрывать, китайцы намереваются сами обойти нас далеко», — продолжает эксперт.

Очевидно, что китайцы преуспели в развитии скоростных видов железнодорожного транспорта. А России сегодня позарез нужна реконструкции Транссиба и БАМа с увеличением скорости поездов на 70−80%.

"Самое время, когда можно здесь наращивать всё, что связано с модернизацией. Стоит подумать и о поставках воды, в которой так нуждается Поднебесная. Отличное решение — аккумулировать ту воду, которая для нас является стихийным бедствием, в Китай, — добавляет Юрий Авдеев.

Скала и бурный поток

«Шёлковый путь» в связи с эпидемией ковида, последними политическим событиями сегодня также оказался в неопределённости, — выражают мнение российские аналитики. Есть в Китае и снижение некоторых экономических показателей. На первый план вышли социальные проблемы, особенно среди молодёжи, которой трудно было найти работу в условиях «нулевой терпимости» к коронавирусу, и это показали акции протеста. Плюс — кризис между Китаем и Тайванем, который обострил отношения с США.

Эксцентричный востоковед Юрий Уфимцев, известный своими экстравагантными прогнозами, (так, в феврале он прогнозировал извержение горы Пэктусана (Чанбайшаня), которое должно было уничтожить юг Хасанского района и часть Северной Кореи), поделился своей точкой зрения на эпохальную встречу Владимира Путина с Си Цзиньпинем.

«Главная задача КНР — привлечь РФ на свою сторону в деле поддержки освобождения территории Тайваня и возвращения его в mainland. За это нам предоставят различные экономические преференции. КНР предложит РФ посредничество в деле урегулирования украинского вопроса. Но консенсуса достигнуто не будет», — полагает востоковед.

А проректора Дальневосточного федерального университета по международным отношениям Евгения Власова вдохновила на целое исследование статья Владимира Путина для китайского издания «Жэньминь жибао». В ней российский президент раскрывает доверительные отношения между Москвой и Пекином. Власов расшифровывает сразу несколько пластов смыслов статьи.

«В материале российский лидер использовал метафоры, политически понятные китайцам. Например, Путин ссылается на аллегорию “как скала среди бурного потока”. В политическом ключе президент РФ стремился показать, что в этой “буре” РФ и КНР демонстрируют стабильные и уверенные отношения. Статья Путина — пример для тех государств Азиатско-Тихоокеанского региона, которые на настоящий момент являются “сторонними наблюдателями”», — пояснил проректор.

«Использование таких очень тонких, правильных фразеологизмов, поэтичных и понятных для китайцев, — это очень интересный ход, который демонстрирует уровень и глубину наших отношений и понимания между двумя странами и народами», — добавляет Евгений Власов.

«Главные уроки визита связаны с военной операцией на Украине. Китай может оказаться во внешнеполитическом аспекте для нас самым надежным партнёром. Мы понимаем, что нам больше не с руки идти по капиталистическому пути», — заключает Юрий Авдеев.