Что привело к росту цен на бензин в СЗФО

С начала года цены на бензин и дизель в регионах Северо-Западного федерального округа выросли более чем на три рубля. Эксперты объясняют это 50-процентным уменьшением демпферов для топливных компаний, сложной и дорогой логистикой и возможной спекуляцией на рынке.

В рейтинге доступности топлива регионы СЗФО выглядят, к сожалению, не лучшим образом. Самый дешевый 92-й бензин можно найти в Сыктывкаре — за литр топлива там просят чуть больше 50 рублей. Хуже всего дела обстоят в Петрозаводске и Калининграде — 54,07 и 54,83 рубля за литр соответственно. Такой ценовой скачок моментально отразился на ценах в магазинах. В отдельных регионах за первое полугодие 2023 года они поднялись сразу на 30 процентов. Причина проста — поставщики закладывают топливные издержки в стоимость товаров и услуг.

В Новгородской области, например, на среднюю зарплату можно купить лишь 880 литров бензина в месяц. Если учесть средний расход топлива и российские расстояния, то эта цифра не покажется большой. Для сравнения, в столичном регионе за средний заработок можно купить уже две тысячи литров топлива.

В Псковской области также жалуются на стремительный рост стоимости бензина и дизеля. За лето цены взлетели на рубль. Это болезненно ударило по кошельку не только жителей региона, но и регионального бизнеса.

— Первый серьезный скачок произошел в мае. А за первую декаду июня стоимость бензина поднялась на полтора рубля на отдельных заправочных станциях. Это странно, особенно если учесть, что валютный курс сильно не менялся. Естественно, нам пришлось заложить топливные издержки в стоимость продукции. Клиенты отреагировали негативно, и я их за это не виню, — отметил предприниматель из Пскова Александр Тарасюк.

Самый стремительный ценовой скачок произошел в Калининградской области. Стоимость бензина и дизеля в российском эксклаве традиционно была на порядок выше, чем в других регионах Северо-Запада. Причина крылась в оторванности от «большой» России и необходимости доставлять большие объемы топлива по морю. Транспортную составляющую по понятным причинам включали в его стоимость. Однако сейчас ситуация вышла из-под контроля. Цены на бензин и дизель в Калининградской области обогнали Москву.

В региональном правительстве пояснили, что это частично связано с уменьшением на 50 процентов демпферов для топливных компаний. В июле этого года Госдума приняла соответствующий закон, который в два раза урезал демпферные выплаты нефтяным компаниям.

— Поднимая цены, компании пытаются добрать недополученную прибыль. В итоге на бирже произошел всплеск, а стоимость топлива побила рекорды. Эту тенденцию можно наблюдать практически на всех заправках региона, — прокомментировал ситуацию вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов.

При этом самого топлива в эксклаве хватает. Ситуация с приостановкой работы нефтеперерабатывающих заводов в Омске, Ярославле и Татарстане не сказалась негативно на запасах бензина и дизеля. Другое дело, что на территории Калининградской области, где тоже добывают нефть, нет собственных перерабатывающих заводов. Поэтому ценный ресурс отправляют в другие регионы страны, после чего импортируют готовое топливо. Это также негативно отражается на его стоимости.

Глава региона Антон Алиханов подчеркнул, что напрямую повлиять на работу нефтеперерабатывающей отрасли и демпферное законодательство областное правительство не может. Но разницу в цене необходимо мониторить.

Мы традиционно были выше остальных регионов Северо-Запада на полтора-два рубля. Важно, чтобы этот уровень превышений не поднимался из-за того, что оптовые торговцы или перекупщики решили заложить в цену бензина свои риски. От обеспеченности региона дизелем напрямую зависит озимая посевная кампания. Нехватка этого вида топлива, равно как и высокая цена на него, создаст реальную угрозу для урожая следующего года. Перебоев быть не должно.

Антон Алиханов

Поднимая цены, компании пытаются добрать недополученную прибыль.

Однако эксперты убеждены, что скорректировать цены на топливном рынке в регионах все же возможно. Ведь основные компании, отпускающие бензин и дизель, являются розничными продавцами.

— Действующее законодательство дает властям достаточно рычагов давления на продавцов и производителей. Есть федеральная антимонопольная служба, которая препятствует ценовому сговору. Кроме того, всегда можно проверить договоры аренды земли под заправочные станции, — подчеркнул руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.

Это может остудить пыл игроков рынка и отобьет у них желание накручивать цены. К слову, управление ФАС по Калининградской области уже выясняет причину стремительного роста стоимости топлива в регионе. Поможет ли проверка ее снизить, покажет время.