Строительство восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро потребовало специальных научно-технических наблюдений за грунтом и использования методов интерактивного управления проходкой. Инновация стала победителем конкурса передовых технологий Тоннельной ассоциации России. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
«Возведение станции “Печатники” и проходка двухпутного перегонного тоннеля до станции “Нагатинский Затон” велись в сложных инженерно-геологических условиях: рядом с действующей станцией “Печатники” Люблинско-Дмитровской линии и рекой Нищенкой. При сооружении тоннелей проводились геодезические наблюдения за деформациями земной поверхности и георадиолокационное обследование с целью выявить протечки из коллектора, в который заключена река Нищенка», — пояснил он.
Перед началом строительства и после завершения проходки тоннеля специалисты обследовали места ведения работ при помощи низкочастотного георадара. В результате этих проверок протечек не обнаружили.
По словам заммэра, состояние грунтового массива в зоне пересечения тоннелей оценивали с использованием технологии радиоволновой геоинтроскопии, которая позволяет фиксировать изменения электрических характеристик среды в пространстве между действующими и строящимися тоннелями.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов добавил, что при строительстве тоннелей восточного участка БКЛ специалисты управляли параметрами работы тоннелепроходческих механизированных комплексов при помощи интерактивной технологии. Так, в режиме реального времени корректировалось давление пригруза щита. Это позволило минимизировать осадку грунта, и у коллектора реки Нищенки она составила всего 4,2 миллиметра.
Применение научных методов геотехнического контроля обеспечило надежность конструкций. Это в дальнейшем гарантирует безопасную эксплуатацию сооружений станции «Печатники» БКЛ, одноименной станции салатовой ветки и коллектора реки Нищенки. При этом удалось обойтись без привлечения дополнительных ресурсов и избежать увеличения сроков строительства.
Благодаря внедрению системы интерактивного управления технологическими параметрами проходки группа компаний «Мосинжпроект» стала победителем в номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений» конкурса на лучшее применение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений Тоннельной ассоциации России.
В состав восточного участка БКЛ протяженностью около 11 километров, помимо «Печатников», входят станции «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар» и «Текстильщики».
Большое кольцо связывает существующие и перспективные линии Московского метрополитена, платформы Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров.