Для паломников всех религий: что туристы могут увидеть в Узбекистане

В рамках недели паломнического туризма представители туристической отрасли рассказали о самых интересных достопримечательностях страны для представителей разных конфессий.

Источник: Reuters

ТАШКЕНТ, 6 ноя — Sputnik. В Узбекистане завершилась международная неделя паломнического туризма. Мероприятия проходили в четырех регионах республики — Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте. Сможет ли Узбекистан стать центром мирового паломничества — разбирался корреспондент Sputnik.

Главной целью недели, которую организовало Министерство туризма и культурного наследия Узбекистана, было раскрыть потенциал паломнического туризма в стране. Причем речь идет о всех религиях.

В различных мероприятиях, которые проходили с 1 по 3 ноября, приняли участие более 50 ведущих исламоведов со всего мира.

К услугам паломников

В Узбекистане более 8 тысяч памятников материального культурного наследия. Среди них 1257 паломнических мест, из которых 1183 — исламских памятников, 57 — христианских, 9 — буддийских и 8 — иудейских.

«Сегодня мы предлагаем продукты паломнического туризма для всех религий. В качестве примера хочу отметить, что паломников, интересующихся наследием иудейской религии, можно найти в Самаркандской, Бухарской, Ферганской, Кашкадарьинской областях и городе Ташкенте», — рассказал заместитель премьер-министра и министр туризма и культурного наследия Узбекистана Азиз Абдухакимов.

Последователи зороастризма предпочитают посещать Хорезм и Каракалпакстан. Для тех же, кто интересуется буддийским наследием, лучший выбор — Сурхандарьинская область.

По словам Абдухакимова, в Узбекистане также внедряют стандарты туристических услуг и требования мусульманского гостеприимства. В частности, в международных аэропортах, на вокзалах и в гостиницах появились молитвенные залы и комнаты для омовения, уточнил министр. А рестораны и гостиницы внедряют стандарты халяльной, кошерной и веганской пищи.

Все это позволило Узбекистану в этом году войти в десятку лучших стран по предоставлению удобств для паломнического туризма. В отчете Глобального индекса мусульманского туризма страна поднялась с 32-го на 9-е место.

Кроме того, в этом году Самарканд стал победителем в номинациях «Исламское наследие года» и «Лучший развивающийся мусульманский город года» на глобальном саммите Halal in Travel Awards в Сингапуре. В свою очередь Организация исламского сотрудничества объявила Хиву туристической столицей исламского мира в 2024 году.

Строго по правилам

Одним из важных мест для паломничества мусульман со всего мира может стать комплекс Имама Бухари в Самарканде. В этом также убежден советник офиса «Шелковый путь» при Министерстве туризма и культурного наследия Узбекистана Шухрат Исакулов.

«Имам Бухари по почитаемости у мусульман на втором месте после пророка Мухаммеда, — объясняет Шухрат Исакулов. — Он систематизировал множество хадисов (предание о словах и действиях пророка), поскольку их не всегда верно трактовали. Поэтому книги этого исламоведа — одни из самых ценных в исламе».

Кроме того, в центр паломничества власти планируют превратить мемориальный комплекс Имама Матуриди — еще одного знаменитого исламского ученого. Он тоже находится в Самарканде недалеко от площади Регистан.

Узбекистанские святыни будут не конкурировать с Меккой и Мединой, а дополнять их. Ведь хадж совершают в определённое время и паломничество сопровождается специальными обрядами, которые проводят отдельно в Мекке и Медине. Здесь есть строгие правила, уточняет Исакулов.

«Самарканд с Меккой и Мединой смогут взаимодополнять друг друга. Ведь сюда, в паломнический комплекс Имама Бухари, можно будет приезжать в любое время года», — говорит Исакулов.

Узбекистан рассчитывает на транзит паломников, которые собираются в Саудовскую Аравию из Юго-Восточной Азии.

«Они будут оставаться здесь на несколько дней, чтобы посетить могилы великих мыслителей и деятелей исламской науки и культуры. Для мусульман посещение таких святынь имеет сакральное значение», — объясняет Шухрат Исакулов.

Этому уже способствуют некоторые нововведения. Например, с марта 2021 года въехать в Узбекистан без визы на 10 дней могут граждане Бахрейна, Катара, Кувейта, Омана и КНР, включая Гонконг и Макао. При этом необходимо представить авиабилет в свою или в третью страну.

Кроме того, сегодня представители транспортной сферы работают над увеличением количества авиарейсов из Индонезии, Бангладеш и Малайзии.

Древние копии Корана и родословие пророка Мухаммеда

Когда паломнический комплекс Имама Бухари введут в строй, этот вид туризма в Узбекистане выйдет на новый уровень. В настоящее время в комплексе идет масштабное строительство. На его территории находится не только могила великого исламского ученого и хадисоведа, уже работает Международный научно-исследовательский центр, вскоре появится мечеть. Словом, здесь будет полноценно развитая инфраструктура.

В рамках недели паломнического туризма здесь прошли две выставки. В первой экспозиции были древние копии священного Корана, хранящиеся в фондах Узбекистана.

«Эти копии хранятся в фондах Духовного управления мусульман, институте имени Абу Райхана Беруни, Международной исламской академии, музеях Самарканда и наших фондах. Здесь собраны более 60 книг-рукописей священного Корана, относящиеся к разным периодам», — рассказал директор центра Шовосил Зиёдов.

Одна из самых знаменитых копий, которую можно здесь увидеть, — факсимиле священного Корана «Катта Лангар», сохранившегося со времен аль-Бухари.

Основная часть, то есть 81 страница данной рукописи, хранится в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. Российский ученый, доктор исторических наук, профессор Ефим Резван тщательно изучил страницы. Выяснилось, что эту рукопись написали в последней четверти VIII века, когда были разработаны правила арабской грамматики.

Наряду с копиями, на экспозиции представлено родословие пророка Мухаммеда. Пергаментный свиток с родословием пророка относится к XVII веку.

Вторая экспозиция знакомит с исламской каллиграфией. Этот вид древнего изобразительного искусства решили возродить в Узбекистане. В прошлом на территории страны действовали знаменитые каллиграфические школы — Бухарская, Хорезмская, Ферганская, Самаркандская. Теперь каллиграфии будут обучать в Центре исламской каллиграфии «Аль-манар», который открылся в Бухаре в рамках Недели паломнического туризма.

Как рассказал менеджер центра Азимжон Якубов, сначала студенты будут изучать арабский язык и только потом — каллиграфию. На обучение будут принимать всех желающих от 7 до 70 лет.