Самарский «Авиакор» может развернуть производство среднемагистральных авиалайнеров

В Самаре может развернуться масштабное серийное производство новых среднемагистральных российских самолетов под рабочим названием Д-70, пишет «Самарское обозрение». Они заменят в воздушном парке авиакомпаний РФ франко-итальянский ATR 72, который станет прообразом новой российской модели.

Напомним, в июне 2022 г. в ходе XXV Петербургского международного экономического форума губернатор Самарской области Дмитрий Азаров заявил о возможном возобновлении выпуска самолетов на «Авиакоре». «Я хочу, чтобы предприятие вновь выпускало самолеты. Мы понимаем, какие самолеты, но говорить об этом рано… Это процесс не быстрый… Я надеюсь, что нам многое удастся сделать для возрождения в полной мере выпуска самолетов на самарской земле», — сказал он.

Какой именно самолет могут выпускать на «Авиакоре», Дмитрий Азаров говорить не стал. Однако в министерстве промышленности и торговли Самарской области в ответе на вопрос «Самарского обозрения» сообщили, что после завершения производства Ан-140 предприятие рассматривало возможность производства альтернативного регионального самолета с полной российской локализацией, включая изготовление всех компонентов. «В настоящий момент работы продолжаются. Рабочее название самолета Д-70», — констатировали в ведомстве. Параметры проекта Д-70 в минпроме разглашать не стали.

Между тем ряд источников «Самарского обозрения» говорят о том, что проект Д-70 способен помочь «Авиакору» занять потенциально весьма перспективную нишу. Он по сути дела должен стать аналогом ATR 72.

Это турбовинтовой среднемагистральный пассажирский самолет производства франко-итальянского концерна Avions de Transport Regional. С начала выпуска в 1989 году самолет имел несколько версий: ATR 72−100, ATR 72−200, ATR 72−210, ATR 72−500 и ATR 72−600. Авиакомпании России эксплуатируют ATR 72−500. Это судно предназначено для перевозки порядка 70 пассажиров. Максимальная крейсерская скорость ATR 72 — 510 км/ч, дальность полета — 1650 км, высота — 7620 км. Его аналогами в той или иной степени можно считать Bombardier Q Series, Saab 2000, Ан-24, Ан-140 и Ил-114.

Помочь «Авиакору» с постановкой в производство самолета Д-70, по информации источников издания могут конструкторы «Уральского завода гражданской авиации». В УЗГА эту информацию не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть, оставив запрос издания без ответа.

В марте гендиректор «Авиакора» Алексей Гусев сообщал о подписании контракта с Уральским заводом гражданской авиации, который по заказу Минпромторга РФ разрабатывает 44-местный самолет «Ладога» (ТВРС-44). По его словам, завод должен изготовить четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета.

АО «Авиакор — авиационный завод» входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Управляющей компанией «Авиакора» является ООО «Авиакор — Самарский авиационный завод», которое возглавляет Алексей Гусев. Исторически предприятие специализировалось на серийном выпуске лайнеров Ту-154. Но «Ту» давно сняты с конвейера. Несколько лет завод делал ставку на производство самолета Ан-140 совместно с украинским АНТК им. Антонова. Машина представляет собой 52-местный пассажирский лайнер с максимальной крейсерской скоростью 537 км/ч. Ан-140 обеспечивал порядка 60% загрузки «Авиакора». Однако разрыв кооперации двух стран, случившийся в 2014 году, похоронил этот проект.

Сейчас завод занимается модернизацией, техническим обслуживанием и капитальным ремонтом самолетов. На предприятии долго и упорно искали замену украинскому самолету. В 2014 году директор «Авиакора» Алексей Гусев сообщал на совещании под руководством президента РФ Владимира Путина в Самаре, что завод может начать производство Ил-114 вместо Ан-140. Тогда эксперты говорили, что подготовка к выпуску Ил-114 может потребовать 8−12 млрд рублей инвестиций и около пяти лет. Но позже Минпромторг счел, что этот проект будет нерентабельным.

В 2016 году в пресс-службе правительства Самарской области озвучили возможность развертывания производства чешского самолета L-610 на базе завода «Авиакор». Также рассматривалась возможность локализации на площадях самарского авиационного предприятия производства выпуска французского Dornier420 и чешского Evektor. Но и эти идеи в жизнь не воплотились.

Все это время на «Авиакоре» не оставляли идею реанимации производства Ан-140. О такой возможности в 2019 году рассказал руководитель предприятия Алексей Гусев. «Если решить вопрос импортозамещения украинских блоков и юридического владения документацией и выпускать самолет под другой маркой, не “Ан”, то производство самолета можно возобновить и выпускать как на рынке РФ, так и на внешнем рынке».